На главную

Удаленный (электронный) заказ изданий из фонда научной библиотеки ХГУ

Как работает удаленный заказ

Удаленный заказ заменяет собой бумажное требование на литературу и не требует личного присутствия читателя. После выполнения поиска в электронном каталоге на сайте библиотеки с помощью специальной формы читатель может заказать интересующие его издания. Получив заказ, сотрудники библиотеки подготавливают и доставляют издания на соответствующий пункт выдачи (абонемент или читальный зал) или информируют об отказе или задержке литературы. Через установленный промежуток времени читатель может получить необходимые ему издания.

Что для него необходимо

Заказать издания может любой читатель научной библиотеки. Для этого понадобится читательский билет со штриховым кодом. Получить такой билет или штриховой код к билету можно в секторе регистрации читателей в главном корпусе университета (проспект Ленина, 90) кабинет № 121.

С чего начинать

Заказ изданий начинается с поиска в электронном каталоге. На главной странице веб-сайта библиотеки для этого можно воспользоваться поисковой формой (илл.1).

Иллюстрация №1
(илл.1)

Или перейти по ссылке из меню навигации Каталоги и коллекции / Электронный каталог. Из приведенного на странице перечня баз данных выбрать первую – Электронный каталог книг НБ ХГУ. Именно по этой базе осуществляется заказ книжных изданий. Заказ периодических изданий (бумажных журналов, подшивок) осуществляется по базе Периодика и только для работы в читальных залах. Для поиска можно использовать несколько режимов (стандартный - по умолчанию, расширенный, профессиональный). В ответ на запрос система представит библиографическое описание документа.

Опция заказа найденных документов становится доступной после авторизации. В форме авторизации нужно ввести вашу фамилию, а в поле пароль – цифры штрихового кода вашего читательского билета (илл.2).

Иллюстрация №2
(илл.2)

После успешной авторизации читатель видит ссылки «Мой формуляр» и «Моя корзина», а под библиографическим описанием каждого из найденных изданий появляется ссылка «Заказать» (илл.3).

Какие издания заказываются и выдаются

Заказываются и выдаются экземпляры найденных изданий. Каждая библиографическая запись электронного каталога содержит информацию о том, сколько всего экземпляров издания имеется в библиотеке и о том, сколько из них доступны к заказу и выдаче (свободны). Невозможно получить издание с пометкой «Свободных экз. нет». В записи экземпляры отмечены и сгруппированы по месту хранения в библиотеке.

В конце этого документа приведены сиглы мест хранения экземпляров (сокращенные наименования), которые используются в электронном каталоге, а также их расшифровка. Экземпляры с меткой Аб. – абонемент выдаются на дом, остальные - для работы в читальных залах библиотеки (илл.3).

Иллюстрация №3
(илл.3)

На данный момент для удаленного заказа доступны экземпляры изданий с сиглами: Аб. №1 (абонемент №1) – учебный корпус №1, проспект Ленина, 90; Аб. №2 (абонемент №2), Ч/з №2 и ФРК (читальный зал №2) – учебный корпус №2, проспект Ленина, 92/1. При попытке заказать издания с другим местом хранения система выдаст информационное сообщение с предупреждением (илл.4).

Иллюстрация №4
(илл.4)

Порядок заказа и читательская корзина

Экземпляры найденных изданий заказываются по одному. В появляющимся диалоговом окне необходимо повторно ввести «идентификатор читателя» - цифры штрихового кода вашего читательского билета. Поле «место выдачи» заполняется автоматически, в соответствии с местами хранения свободных экземпляров. Если свободные к выдаче экземпляры имеются как в читальном зале, так и на абонементе (например, Ч/з №2, Аб. №2), то читатель сам может выбрать место выдачи: на абонементе – на дом, в читальном зале – для работы в помещениях библиотеки. Свой заказ можно сопроводить небольшим текстовым примечанием (илл.5).

Иллюстрация №5
(илл.5)

Заказанные издания можно найти в корзине читателя, вкладка «Моя корзина», где отображается информация об издании, дата заказа, место выдачи, а также, что наиболее важно, статус заказа. Таким образом, с помощью корзины читатель получает информацию о выполнении своего заказа. Одновременно можно заказать не более 12 экземпляров изданий, т.е. в корзине читателя находится не более 12 невыполненных заказов. При одновременном заказе изданий сверх установленной нормы, система выдаст информационное сообщение с предупреждением (илл.6).

Иллюстрация №6
(илл.6)

Чтобы продолжить можно пересмотреть перечень заказываемой литературы или дождаться выполнения заказов.

Что такое бронирование изданий и отказы

Под описанием изданий со статусом «Заказ невыполнен» активна ссылка «Удалить». Это означает, что заказ еще не обрабатывался и от него можно отказаться (илл.7).

Статус «Заказ забронирован» сообщает, что экземпляр издания изъят из общей системы заказа и закреплен за читателем, отказаться от заказа с таким статусом с помощью корзины не получится (илл.7). Если на один экземпляр поступило несколько заказов, то он бронируется за читателем, приславшим заказ первым. Бронирование экземпляра сохраняется в течение трех дней от даты заказа. Если в течение трех дней читатель не пришел получить свои издания, то бронирование снимается, издание отправляется к месту хранения и снова становится доступным для заказа.

Статус «Отказ» означает, что выдача экземпляра читателю на данный момент невозможна. Обязательно сообщается причина отказа. Например, «Отказ: В переплете», обозначает, что экземпляр издания передан в переплетный цех и будет доступен для заказа/выдачи после реставрации (илл.7).

Иллюстрация №7
(илл.7)

Электронный формуляр читателя

Выданная читателю литература из корзины заказов перемещается в формуляр, вкладка «Мой формуляр», где указывается к какому сроку необходимо вернуть издания в библиотеку (илл.8). Большая задолженность может быть причиной отказа в обслуживании. Срок выдачи литературы может отличаться и зависит от вида издания, количества его экземпляров в библиотеке и пр. Принятыми сроками выдачи являются: год, полгода, месяц, пятнадцать дней, два дня.

Иллюстрация №8
(илл.8)

Удаленный заказ и нарушение правил пользования библиотекой

Электронный заказ невозможен при нарушении читателем следующих правил пользования библиотекой:

1) Максимальное количество задолженных изданий. Если читатель не продлил или не вернул в положенный срок 5 и более экземпляров изданий (илл.9).

Иллюстрация №9
(илл.9)

Необходимо продлить или вернуть книги в библиотеку.

2) Максимальное количество изданий на руках у читателя. Если у читателя имеется 40 или более изданий, то заказ 41-ой книги невозможен (илл.10).

Иллюстрация №10
(илл.10)

Необходимо вернуть книги в библиотеку.

Сиглы (краткое обозначение) мест хранения изданий в каталоге

Аб. №1 - Абонемент №1 (Корпус №1, проспект Ленина, 90)

Ч/з №1 - Читальный зал №1 (Корпус №1, проспект Ленина, 90)

Аб. №2 - Абонемент №2 (Корпус №2, проспект Ленина, 92/1)

Ч/з №2 - Читальный зал №2 (Корпус №2, проспект Ленина, 92/1)

Ч/з №4 пед. и психол. лит. - Читальный зал №4 педагогики и психологии (Корпус №3, проспект Ленина, 94)

ФРК - Фонд редких книг (Корпус №2, проспект Ленина, 92/1)

ИСЦ БИТ - Информационно-справочный центр отдела БИТ (Корпус №1, проспект Ленина, 90)

Библиотеки в колледжах:

Сельскохозяйственный колледж

Аб. №4 с.-х. лит. - Абонемент №4 сельскохозяйственной литературы (СХК) (Корпус №8, улица Хакасская, 6)

Ч/з №11 с.-х. лит. - Читальный зал №11 сельскохозяйственной литературы (СХК) (Корпус №8, улица Хакасская, 6)

Педагогический колледж

Аб. №6 пед. лит. КПОИиП - Абонемент №6 педагогической литературы (КПОИиП) (Корпус №15, улица Щетинкина, 13а)

Ч/з №13 пед. лит. КПОИиП - Читальный зал №13 педагогической литературы СПО (КПОИиП) (Корпус №15, улица Щетинкина, 13а)

Медицинский колледж

Аб. №7 мед. лит. МПСИ МК - Абонемент №7 медицинской литературы (МПСИ МК) (Корпус №16, улица Хакасская, 68)

Ч/з №12 мед. и соц. лит. - Читальный зал №12 медицинской и социальной литературы (МПСИ) (Корпус №16, улица Хакасская, 68)

Музыкальный колледж

Аб. №8 муз. колледжа - Абонемент №8 музыкальной и культурологической литературы (ИИ) (Корпус №17, улица Вяткина, 14)


Сохранить эту инструцию можно здесь pdf (672 Кб)

Отдел библиотечно-информационных технологий
Страница обновлена 20.09.2017 г.